Вы приобрели звуковую карту с Wave-table синтезатором и MIDI-клавиатуру. После того, как карточка установлена в компьютер(читай статью как установить звуковую карту на компьютер),

клавиатура подключена в MIDI/джойстик порт и инсталлированы все утилиты, сразу встает вопрос: как теперь записывать музыку? Вообщем то просто, если вы воспользуетесь программой секвенсера.

Существует огромное количество программ-секвенсеров. Все они отличаются друг от друга, как правило, пользовательским интерфейсом и функциональными возможностями, но в их основе лежит один и тот же принцип работы: это программы для записи MIDI-команд, которые управляют синтезатором или семплером, установленными на звуковой карте. Причем запись осуществляется на несколько параллельных дорожек (или треков) таким образом, что на каждой дорожке находятся команды, управляющие воспроизведением звучания только одного инструмента из wave-table набора. Точно таким же образом работают студийные многоканальные магнитофоны, с той лишь разницей, что они записывают на несколько параллельных дорожек звук настоящих музыкальных инструментов.

Такая организация удобна по нескольким причинам. Во-первых, можно записывать одну дорожку, одновременно с воспроизведением другой. Именно таким образом работают сейчас профессиональные композиторы и аранжировщики, последовательно записывая на несколько треков партии различных инструментов с MIDI-клавиатуры, имитируя при помощи компьютера звучание целого оркестра. Во-вторых, в композиции можно индивидуально установить громкость каждого инструмента и добиться нужного звучания. В-третьих, каждый инструмент можно обработать различными эффектами, если на вашей карте есть специализированный цифровой процессор (DSP).

Cобственно говоря, программа секвенсера, представляет из себя настоящую виртуальную студию, которая обладает всеми признаками настоящей студии. В профессиональной студии работа начинается с записи нескольких инструментов на многоканальный магнитофон. После того, как запись закончена, она проходит стадию редактирования. По окончании же редактирования, несколько дорожек многоканального магнитофона смешиваются при помощи микшера, обрабатываются эффектами и записываются (сводятся) на обычный стереомагнитофон. То же самое можете делать и вы у себя на компьютере только реальные инструменты будут заменены на инструменты из wave-table набора синтезатора. Для получения обычной компакт-кассеты с музыкой, вам останется только подключить магнитофон к линейному выходу звуковой карты.

Обычно в комплект поставки всех звуковых карт, имеющих wave-table синтезатор, входит программа секвенсера. Самые распространенныеэто Digital Orcestrator Plus, Stratos и Cakewalk Express. Из них особенно выделяется Cakewalk Express британской фирмы Twelve Tone Systems, так как он представляет из себя облегченную версию профессионального секвенсера Cakewalk 3.0, который обладает одним из самых развитых интерфейсов для работы с MIDI.

Сakewalk Express, безусловно, замечательная программа. Если вы только начинаете занятия музыкой, то ее возможностей хватит вам с избытком. Однако более опытным пользователям можно порекомендовать купить программу Cakewalk Pro Audio (стоит она около 400 долларов), которая позволит не только профессионально работать с MIDI, но и записывать живойЂ звук на винчестер, параллельно с MIDI-треками. Это особенно полезно тем, кто занимается песенным жанром, и желает добавить к аранжировке свой голос и один-два акустических инструмента.

Сейчас мы займемся изучением способов записи и сочинения музыки именно на примере Cakewalk Pro Audio, так как это старшая в семействе, и, поэтому, самая функционально развитая программа. Она обладает более сложным и гибким интерфейсом чем предыдущие версии, самостоятельно освоить который даже с руководством пользователя довольно сложно (тем более, что это руководство написано по-английски). А для пользователей Cakewalk 3.0 и Express мы будем специально отмечать отличия их версий от Pro Audio по ходу изложения. Владельцам же других секвенсеров наверняка будет интересно сравнить возможности своих программ с Cakewalk и, не исключено, что им захочется купить эту совершенно замечательную программу.


Инсталляция секвенсера проходит очень быстро и без всяких проблем. Если вы не хотите использовать Virtual Piano — программу, которая позволяет играть на синтезаторе при помощи обычной компьютерной клавиатуры, то и перегружать Windows не обязательно.

После двойного щелчка мыши на пиктограмме Cakewalk Pro Audio вам открывается окно программы. Чтобы оно приняло вид, изображенный на рис. 1, надо просто перетащить мышью панель инструментов к левой стороне экрана и она останется в этом положении.

Рис. 1 Главное окно программы Cakewalk.

B младших версиях Cakewalk правая часть окна Track (на рис.1 там нарисованы красные и малиновые горизонтальные полоски) выполнена в виде маленьких квадратиков, каждый из которых соответствует одному такту — это облегчает ориентирование в композиции.

Теперь надо настроить программу на вашу звуковую карту. Откройте в меню пункт Settings (Настройки) и выберете MIDI Devices (MIDI Устройства). Вам откроется окно настроек. В нем нужно выбрать порты входа и выхода. Все версии программы могут работать как через MIDI-Mapper, так и напрямую со звуковой карточкой. Выберете лучше порты своей звуковой карты (они будут называться, например SB 32 MIDI In и SB 32 MIDI Out). Если у вас нет MIDI-клавиатуры, то выберете в разделе Input Ports драйвер TTS Virtual Piano In (в Cakewalk 3.0 Virtual piano отсутствует). После всех этих операций щелкните по кнопке OK — вы вернетесь в окно Track.

Давайте откроем любой MIDI-файл и попробуем его воспроизвести при помощи секвенсера, а заодно изучим принципы управления программой. Cakewalk имеет свой собственный формат файлов (с расширением .wrk), но он понимает и формат стандартного MIDI-файларасширением .mid). Мышью выбираем пункт меню File, и щелкаем на Open. В директории CAKEAUD находятся несколько демонстрационных файлов с расширением .wrk. Выбираем, например, travel.wrk и нажимаем OK. При загрузке файла выскакивает окошко с просьбой подтвердить необходимость загрузки эксклюзивных сообщений — в нем нужно также нажать OK .

Теперь нажмите кнопку ПУСК, которая находится на панели инструментов и, если все установки были сделаны правильно, вы услышите музыку (не забудьте только включить колонки). Еще одно нажатие на эту кнопку останавливает воспроизведение. А кнопка << возвращает вас к началу композиции. Во время воспроизведения музыки, в правой части окна Track по линейке тактов побежит курсор, который будет указывать ту часть файла, которая звучит в настоящий момент. Вы можете щелкнуть по линейке тактов прямо во время воспроизведения и курсор перескочит в указанное место. Соответственно, музыка продолжит звучать с указанной позиции (эта функция работает только в версии Pro Audio).

Над группой кнопок управления магнитофоном (см. рис.1) находится черное окошечко, в котором при воспроизведении музыки начинают бежать цифры — это счетчик тактов/долей. Первая цифра показывает такты, вторая — четверти, а третья — так называемые Ticks (Удары). Если щелкнуть по нему мышью, то выскакивает окно Go To, при помощи которого очень легко перемещаться к нужному такту — особенно, если композиция очень длинная.

Посмотрите на таблицу в левой части окна Track. Каждая строка несет информацию о дорожке, на которой записаны MIDI-события для одного из инструментов wave-table набора. В правой части окна эти дорожки изображаются графически в виде полос розового цвета. Колонка Name таблицы — это пользовательские имена инструментов и здесь можно писать все, что угодно, а в колонке Patch выводятся названия инструментов, под которыми их идентифицирует компьютер (на рис.1 эта колонка не видна). Колонка полей с галочками предназначена для «заглушения» дорожек — если вы щелкните два раза по любому полю этой колонки, то галочка сменится на букву m и дорожка отключится. Еще один двойной клик — дорожка снова начнет воспроизводится. Колонка Chn — это номер MIDI-канала, присвоенного дорожке (каждая дорожка может иметь любой номер канала, независимо от ее порядкового номера). В колонке Pan выводится значение расположения инструмента в панораме (полностью влево — 0, полностью вправо — 127). А в колонке Vol — громкость звучания инструмента (тоже от 0 до 127). Остальные колонки таблицы, которые появляются, если прокрутить скроллер, для нас пока не очень интересны — речь о них пойдет позже.

Теперь попробуем изменить темп воспроизведения композиции. На панели инструментов, ниже кнопок управления лентопротяжным механизмомЂ и окон From и Thru находится окошко темпа (см. рис.1). Кликните на нем мышью прямо во время воспроизведения музыки и на экране появится окошко Tempo. Введите с клавиатуры новое значение темпа (от 8 до 250 четвертных нот в минуту) или воспользуйтесь полоской прокрутки и нажмите OK. Также можно быстро увеличить или уменьшить темп сразу в 2 раза — для этого нажмите одну из кнопок изменения темпа (они расположены ниже окна темпа). Значение быстрого увеличения/уменьшения можно задавать самостоятельно — для этого нужно кликнуть на окошке с коэффициентом и внести необходимые изменения.

Установите при помощи мыши курсор на любое поле какой-нибудь дорожки. При этом выбранное поле выделится красной рамкой. Теперь нажмите на компьютерной клавиатуре /. Все дорожки, кроме той, на которой установлен курсор, отключатся (это называется режим солирования). Теперь установите курсор на любую другую дорожку и еще раз нажмите / — вы услышите, что зазвучал другой инструмент, но он по прежнему будет играть один. Если же нажать теперь клавишу \, то все дорожки снова включатся. Эти действия можно осуществлять и при помощи меню. Выберете Track>Solo или Track>Un-Solo. Режим солирования очень хорош, когда требуется внимательно прослушать одну из дорожек композиции.

Теперь в режиме солирования установите курсор на поле Pan выбранной дорожки и при помощи клавиш + и — попробуйте изменить положение инструмента в панораме — вы услышите как звук перемещается из одной колонки в другую. Установка курсора в поле Vol и нажатие + илиприведет к изменению громкости воспроизведения инструмента.

Именно подобные операции осуществляются при окончательном микшировании композиции, когда выставляются значения громкости и панорамы для всех дорожек, а также проверяются различные варианты звучания инструментов.

Если у вас есть музыкальное образование и вы привыкли лучше воспринимать музыку видя перед собой ноты, то выберете в меню View>New>Staff (Нотная линейка) и перед вами появится окно с нотной записью партии выделенной дорожки. То же самое вы можете сделать, кликнув правой кнопкой мыши на любом поле трека или на соответствующей полоске в правой части окна и в выпадающем меню выбрав staff. Если же вы хотите видеть полную партитуру композиции, то щелкните мышью на полях с номером нужных дорожек (это первая колонка таблицы) — поля поменяют свой цвет на черный, а потом при помощи меню или правой кнопки мыши вызовите staff. В окне будет находится нотная запись выбранных треков. Нажмите теперь кнопку ПУСК и по партитуре побежит вертикальная полоска, показывающая место, которое воспроизводится в данный момент, а звучащие ноты будут выделяться красным цветом.

Если же вы нажмете кнопку с изображением громкоговорителя в левом верхнем углу окна Staff, а затем с нажатой левой кнопкой мыши проведете курсором по нотному стану, вы услышите воспроизводящиеся ноты, причем вы их можете заставить звучать и задом наперед, если проведете мышью в обратном направлении. В таком режиме прослушивания записи к курсору мыши приклеивается маленький громкоговоритель.

Теперь остановите воспроизведение, поставьте курсор на любую понравившуюся дорожку, выведете ее нотную запись, и попробуйте сыграть партию на MIDI-клавиатуре. Вы услышите звук именно того инструмента, который записан на этом треке. Переместите курсор на другую дорожку и ваш синтезатор зазвучит по другому.

Таким образом вы сможете изучить все партии понравившейся композиции и выяснить, например, как взаимодействуют бас и фортепиано. Причем, вы можете отключить все дорожки кроме баса, поставить курсор на любое поле дорожки фортепиано, нажать ПУСК и играть партию фортепиано самостоятельно, а компьютер будет вам аккомпанировать на басу. После этого поменяйтесь местами — играйте на басу, а компьютер пусть аккомпанирует на фортепиано.

Если же вы не знаете нот — не беда. Щелкните правой кнопкой мыши по нужному треку и выберете пункт меню Piano Roll (Клавишный Редактор). После восстановления этого окна до размеров рабочего окна Cakewalk, вы увидите то, что изображено на рис. 2.

Рис. 2 Клавишный редактор (Piano Roll).

B левой части окна нарисована клавиатура фортепиано. Если вы нажмете мышкой на ее клавиши, то прозвучат соответствующие ноты. В центральной части окна расположены полоски розового цвета. Эти полоски не что иное, как изображения нот, которые звучат в определенный момент композиции. Каждая полоска соответствует клавише фортепиано в левой части окна. В этом легко убедиться, кликнув два раза по нарисованной клавише и удержав второй раз левую кнопку мыши в нажатом состоянии. Выделится горизонтальная линия, соответствующая прозвучавшей ноте. Кроме этого в левом верхнем углу центральной части окна указаны буквенные обозначения нот, которые меняются в зависимости от положения курсора мыши. Длина же розовой полоски указывает на длительность ноты.

Рiano Roll очень наглядно показывает последовательность нажатия клавиш на MIDI-клавиатуре. Поэтому, даже не зная нот, можно легко воспроизвести партию, записанную на любой дорожке. Кстати говоря, и в этом окне есть кнопка с громкоговорителем, которая позволяет прослушать нужный фрагмент при помощи мыши.

Если же вы откроете рядом окна Staff и Piano Roll, то очень легко будет связать ноты и клавиши, которые нажимаются на клавиатуре. Это очень хороший способ обучения, так как в любой момент времени слышно и видно все, что происходит в композиции. Теперь пора переходить к записи собственной игры — наиболее интересной возможности, которую предоставляет любая программа секвенсера.

Читайте ранее:
Высокоскоростные сети.

Новые требования к производительности сетей, предъявляемые современными приложениями, такими как мультимедиа, распределенные вычисления, системы оперативной обработки транзакций, вызывают насущную необходимость...

Закрыть